Чартерный или регулярный рейс? В чем отличия?

Многие уверены, что чартер — это плохо, а регулярный рейс — хорошо. Но действительно ли все так однозначно? Попробуем разобраться детально.

Регулярные рейсы — это своего рода общественный транспорт в небе. Их главная задача заключается в обеспечении стабильности и регулярности. Количество международных регулярных рейсов между различными городами строго согласуется на правительственном уровне. Такой формат полетов рассчитан на разнообразные категории пассажиров: тех, кто летит в командировку, навещает родственников или отправляется в туристическую поездку.

Как правило, регулярные рейсы обслуживают направления с устойчивым спросом. У них есть расписание, которое, тем не менее, может подвергаться изменениям. Если речь идет о новом маршруте, существует вероятность его отмены, особенно если спрос окажется недостаточным для поддержания рентабельности рейсов.

На регулярных рейсах практически всегда можно найти свободные места, за исключением отдельных пиковых дат. Регулярные перевозки редко заполняются на 100%, поэтому стоимость билета нередко немного выше ожидаемой.

Регулярные авиарейсы можно разделить на два основные типа:

Рейсы, выполняемые лоукост-компаниями. Такие перевозчики предлагают перелеты по сравнительно низким ценам. Однако за дополнительные услуги необходимо доплачивать: ручную кладь, багаж, выбор места, напитки и т.д. Лоукостеры обычно обслуживают только короткие направления. В салоне таких авиакомпаний минимальное расстояние между рядами кресел, а некоторые модели кресел даже не позволяют откинуть спинку. Технический парк у таких перевозчиков, как правило, состоит из совершенно новых самолетов, которые эксплуатируются в интенсивном режиме. Интервал между посадкой и вылетом следующего рейса часто составляет менее часа. Если один рейс задерживается, это может повлиять на всю цепочку последующих перелетов. Однако современность самолётов снижает вероятность технических неисправностей и, соответственно, уменьшает риск задержек.

Традиционные авиакомпании за последние годы всё больше переходят к модели, схожей с лоукостерами, стремясь дополнительно монетизировать свои услуги. Однако их подход пока не так радикален, как у бюджетных перевозчиков. Один из основных элементов организации таких компаний — увеличение интервала между рейсами в среднем на 1,5–2 часа. Это позволяет избежать задержек, если самолет опоздал на предыдущем рейсе. Традиционные авиакомпании чаще всего представляют собой национальных перевозчиков и для поддержания стабильного расписания держат несколько резервных самолетов в базовом аэропорту. Благодаря этому при возникновении технических проблем можно быстро заменить неисправный самолет и минимизировать задержки. Но, если внештатная ситуация произойдет за пределами базового аэропорта, оперативная замена становится практически невозможной. Например, поломка самолета ведущей европейской авиакомпании в Таиланде потребует отправки резервного самолета из Европы, что неизбежно приведет к значительной задержке.

Другим преимуществом регулярных авиаперевозчиков является комфорт в салоне. У большинства таких компаний расстояние между креслами в салоне немного больше по сравнению с лоукостерами. Пассажирам предлагается выбор классов обслуживания: эконом, бизнес и иногда первый класс.

Чартерные рейсы, в отличие от регулярных, не нуждаются в межправительственном согласовании количества рейсов и регулируются мягче. Они могут выполняться любой авиакомпанией и имеют собственное расписание. Однако рейсы на новые или малоизученные направления часто отменяются из-за низкой загрузки. Отмена чартеров может повлиять на расписание других рейсов, что приводит к изменению времени вылетов даже стабильно летающих маршрутов. В расписании чартеров нередко можно встретить неопределённое время вылета, обозначенное как 00:00, что говорит о его еще нерешенном статусе.

Чартер — это либо арендованный самолет, организованный для определенного рейса, либо собственная авиакомпания туроператора, на борту которой пассажиры следуют с единой целью: отдых на море, экскурсионные поездки или горные лыжи. Условия перевозки на таких рейсах примерно одинаковы: багаж включен в стоимость для всех. Если на регулярных рейсах важен точный прилет для деловой встречи, то для чартерных рейсов время прибытия туриста играет меньшую роль. Путешественника доставит трансфер до гостиницы, а само путешествие, как правило, длится не один день. Поэтому разницы, прибудет он утром или вечером, почти нет – впереди, как правило, много дней отдыха, и потеря нескольких часов не столь критична, как опоздание на важное деловое мероприятие.

Первый опыт выполнения коммерческих чартеров в теплые края пришелся на 90-е годы. В те времена самолет доставлял туристов на курорт и ожидал их там на протяжении всего срока отпуска, который составлял обычно 10–14 дней, после чего возвращался с той же группой пассажиров. Это создавало определенные удобства: например, оставлять теплую одежду прямо на борту. Но такой подход был довольно дорогостоящим. Это и были настоящие чартерные рейсы. Впоследствии с ростом популярности туризма чартеры начали курсировать цепочками: самолет больше не оставался на курорте, а возвращался обратно с туристами предыдущей группы. Такой метод значительно снизил стоимость перелетов. Чартерные рейсы стали толчком для развития курортных направлений, и вскоре регулярные авиакомпании также начали летать к популярным курортам. Со временем границы между чартерными и регулярными перелетами начали размываться.

Тем не менее получить разрешение на выполнение регулярного рейса сложнее, чем чартерного, поэтому традиционно регулярные перелеты закреплены за стабильно работающими авиакомпаниями. Чартеры же нередко ассоциируются с менее высокими стандартами. Однако и здесь есть свои исключения. Например, чартерная авиакомпания "Северный ветер" начала выполнять регулярные рейсы. В то же время национальный перевозчик "Россия", который в основном специализировался на регулярных полетах и входит в группу "Аэрофлот", с 2015 года активно занялся выполнением чартерных рейсов для туроператора "Библио-Глобус". Но означает ли это, что регулярные рейсы "Северного ветра" лучше чартеров от "России"? Конечно же, нет.

Важно понимать, что ключевую роль играет не статус рейса (чартерный или регулярный), а авиакомпания, которая его выполняет.

У чартерных перевозчиков часто используются самолеты старше, чем у национальных регулярных авиакомпаний. Однако возраст самолета не всегда прямо связан с его надежностью. Одним из минусов чартеров может быть меньшее расстояние между сиденьями. Хотя стоит отметить, что у многих бюджетных авиаперевозчиков, выполняющих регулярные рейсы, параметры размещения кресел аналогичны.

Таким образом важнее ориентироваться на авиакомпанию, а статус рейса (чартер или регулярный) играет второстепенную роль.

Кстати, многие чартерные перевозчики имеют корни в регулярных компаниях. Например, чартерная авиакомпания Royal Flight ранее была известна как Абакан-авиа. Или же бывшие самолеты регулярной авиакомпании Ютэйр со временем передаются чартерному перевозчику Азур Эйр.

Как правило, статус рейса имеет значение крайне редко. Один из примеров – некоторые азиатские страны, такие как Индия, где действуют особые правила: если вы прибыли на чартерном рейсе, то и покидать страну должны чартером; аналогичное правило применимо к регулярным рейсам. В случае необходимости смены типа рейса потребуется предварительное разрешение, которое запрашивает организатор рейса.

И наконец, как распознать тип рейса – чартерный или регулярный?

Существует миф, что у регулярных рейсов в номере три цифры, а у чартерных – четыре. Но этот метод ненадежен. Например, у Аэрофлота существует множество регулярных рейсов с четырехзначными номерами (включая маршрут Москва – Екатеринбург). Таким образом, этот способ не является достоверным.

О некоторых особенностях авиакомпаний и их рейсов:

Есть авиакомпании, которые принципиально не выполняют чартерные рейсы. Как правило, это крупные национальные перевозчики. Среди них, например, такие компании, как "Аэрофлот" (код SU), S7 Airlines (код S7), Emirates (код EK) и другие. Если в номере рейса указано, например, SU0270 (маршрут Москва — Бангкок), то код SU идентифицирует "Аэрофлот". Поскольку эта компания не осуществляет чартерные перевозки (для этого существует дочерняя компания "Россия" с кодом FV), такой рейс будет являться регулярным.

В то же время существуют авиакомпании, специализирующиеся исключительно на чартерных рейсах. Среди них такие перевозчики, как Azur Air (код ZF) и Royal Flight (коды RL или 4R). Также к этой категории относятся "Северный ветер" (Nordwind, код N4) и "Пегас Флай" (ранее известная как "Икар", код IK), которые принадлежат туроператору "Пегас Туристик". Исторически эти компании выполняли только чартеры, но сейчас у них появились также и регулярные рейсы, в основном между Москвой и российскими городами, не относящимися к курортным направлениям (например, Москва — Екатеринбург).

Таким образом, если вы встречаете рейс с обозначением ZF8888, где ZF — это код авиакомпании Azur Air, можно с уверенностью сказать, что рейс является чартерным.

О билетах на чартерные и регулярные рейсы:

Есть перевозчики, которые совмещают выполнение как чартерных, так и регулярных рейсов. К примеру, "Уральские авиалинии". Чтобы определить тип рейса, можно зайти на официальный сайт авиакомпании и проверить наличие билетов на интересующий полет. Если билеты доступны для покупки, это регулярный рейс. В случае отсутствия возможности бронирования можно предположить, что это чартер.

Об особенностях времени вылета чартеров:

Существует распространенное мнение, что точное время отправления чартерных рейсов определяется лишь за сутки до вылета, а ранее заявленное время является условным или ориентировочным. В отличие от них расписание регулярных рейсов строго регламентировано и не может быть изменено. На самом деле это заблуждение. Время вылета чартерного рейса обычно известно заранее и также отображается в расписаниях, хотя иногда могут быть корректировки из-за специфики таких перевозок.

Начнем с регулярных рейсов. Их расписание, конечно, иногда подвергается изменениям. Нередко случается так, что билеты приобретаются за 9-12 месяцев до вылета, однако со временем авиакомпания вносит корректировки во время рейса. В таких случаях пассажирам предоставляется выбор: согласиться с изменениями или получить полный возврат средств, даже если билет числится как невозвратный. Как правило, эти изменения составляют лишь 2-3 часа и не создают больших неудобств, но иногда бывают более серьезные сдвиги — например, перенос рейса с утра на вечер или наоборот. Поскольку регулярные рейсы обычно следуют проверенным маршрутам и пользуются стабильным спросом, риск отмены направления значительно ниже по сравнению с чартерными перевозками. Кроме того, количество международных регулярных рейсов строго регулируется межгосударственными соглашениями. Это ограничивает число рейсов, которые могут быть назначены, что снижает вероятность возникновение избытка перевозок и, как следствие, отмены полетов.

Теперь о чартерных рейсах. Туроператор формирует свои планы полетов: указывает направления, города вылета и частоту рейсов. На основе этой информации авиакомпания составляет расписание, а туроператор публикует актуальное время вылетов в своей системе. Это время — не приблизительное, а конкретное. Если туры продаются в ожидаемом объеме, все запланированные рейсы выполняются без изменений.

Важно отметить, что массовые туроператоры сами не стремятся специально обманывать туристов, сначала указывая удобное время — утренние вылеты туда и вечерние обратно, а затем меняя его на неудобное. В системах бронирования изначально можно увидеть как раз разные варианты расписаний, включая вечерние или утренние рейсы с потенциальной потерей одного дня отдыха.

Тем не менее существуют ситуации, из-за которых время вылета чартера может поменяться:

1. Если на каком-то направлении продажи идут хуже ожиданий и часть рейсов отменяют, это приводит к корректировке расписания. В итоге некоторые рейсы могут быть перенесены с утра на вечер, что далеко не радует большинство туристов.

2. Поломка самолета или неблагоприятные погодные условия также могут привести к цепочке задержек. Авиакомпании зачастую заранее сдвигают рейсы на более позднее время, чтобы избежать длительного ожидания пассажиров в аэропорту. К сожалению, операторы не всегда оперативно информируют об этих изменениях, а турфирмы не спешат перепроверять данные. Зачастую сами туристы не знают, что время вылета можно уточнить на сайте туроператора или аэропорта.

Из-за тех же особенностей, время вылета чартерного рейса могут перенести на более ранний срок. Это особенно неудобно для пассажиров, которые направляются к месту вылета, например, из Москвы, но проживают в удаленных регионах.

Почему же чартеры вылетают раньше, если другие рейсы чаще задерживаются? Причина в том, что задержки характерны для определенных цепочек рейсов, где не предусмотрены простои. Однако в других цепочках есть запланированные промежутки между полетами. Сдвиг времени вылета на более ранний срок в этих цепочках позволяет освободившимся самолетам обслуживать дополнительные рейсы. Если объяснить упрощенно – это оптимизация расписания.

Разница между чартерными и регулярными рейсами:

Чартеры из Москвы чаще сталкиваются с изменением времени вылетов, особенно на направлениях в Турцию, чем рейсы, отправляющиеся из регионов. Такой график в столице обусловлен высоким объемом рейсов – тут больше свободы для отмены, добавления или корректировки перелетов. В регионах изменения времени вылета чартеров в Турцию случаются реже, но всё же присутствуют. На других курортах, за исключением Турции, корректировка времени полетов из регионов происходит значительно реже.

Туроператоры, которые владеют собственными авиакомпаниями, такие как Anex, Pegas и Coral/Sanmar, могут позволить себе частые коррекции времени вылетов. Иногда это происходит по несколько раз за день. Однако многие агентства не информируют клиентов обо всех изменениях заранее, чтобы избежать их волнения и рекомендовать уточнение информации за 24 часа до вылета. При этом не существует строгого правила, обязывающего оператора актуализировать данные ровно за сутки до рейса. Просто вероятность изменений менее чем за сутки до вылета крайне низка, если не произойдёт серьезный форс-мажор.

Как уточнить время вылета чартера?

Если вы приобрели тур или билет на чартер через туроператора или турагентство, оптимальный способ проверки – воспользоваться разделом "проверка заявки" на официальном сайте туроператора. Для этого понадобится номер вашей заявки в системе. Эта информация включает рейс и актуальное время его отправки. Однако турагентства иногда неохотно делятся номерами заявок, так как там также может отображаться статус оплаты тура и его стоимость. Надежные агенты предоставляют эти данные по запросу клиента без лишних вопросов.

Зачем нужен личный кабинет, если всю информацию можно проверить на сайте аэропорта? На первый взгляд это удобно, но есть один важный нюанс: на сайте аэропорта вы видите расписание конкретного рейса, на который изначально был оформлен ваш билет. Однако при изменениях, таких как перенос или замена вашего рейса оператором, номер перелета может оказаться другим. Если вы не в курсе этих изменений, проверяя информацию на сайте аэропорта, вы рискуете следить за чужим рейсом. Например, у вас на руках может быть билет на одно направление, но из-за форс-мажора вас пересаживают на совершенно другой рейс. Узнать актуальные данные можно только через личный кабинет авиакомпании, проверив статус бронирования, или через агента, у которого был приобретен тур. Среди проблем с чартерами из Москвы в Турцию распространена ситуация, когда вы вылетаете из одного аэропорта, а возвращаетесь в другой. Чтобы избежать путаницы, перед поездкой обязательно ознакомьтесь с онлайн-табло аэропорта.

Чартерные рейсы традиционно связывают с туроператорами. Считается, что покупка организованного тура автоматически подразумевает полет чартером. Это частично верно, но не всегда. Часто туроператоры бронируют блоки мест на регулярных рейсах и формируют туры. В таких случаях ваш перелет ничем не будет отличаться от самостоятельной покупки билета. Кроме того, с развитием технологии GDS туроператоры всё чаще собирают туры, используя обычные билеты в свободной продаже. Такие предложения редко окупаются через турфирму и подойдут больше для самостоятельных путешественников.

Можно ли купить билеты на чартер? Теоретически да, но эта опция обычно не выгодна. Туроператоры организуют чартерные рейсы для продажи турпакетов и не заинтересованы в продаже отдельных билетов. Если это всё же возможно заранее, цены будут высокими: оператор включит в стоимость не только билет, но и потенциальную прибыль от отеля. Исключение составляют выгодные предложения за несколько дней до вылета, если на рейсе остались свободные места. В таких случаях билеты могут продаваться по сниженной цене. Обычно это актуально для тех, кто не планирует останавливаться в отелях — к примеру, если вы собираетесь жить в арендуемой квартире или на яхте.

Иногда дешевле и логичнее купить сам турпакет, даже если вас привлекает исключительно перелет. Иногда операторы значительно снижают цену всего пакета из-за недозагрузки рейса. Однако есть еще один вариант выгодных билетов — это так называемые "завозные" и "вывозные" рейсы. В начале сезона чартерами доставляют туристов в курортные зоны с минимальными затратами на обратный вылет (пустые самолеты), а в конце сезона наоборот: полупустой самолет отправляется в курортный регион для забора пассажиров домой. В таких ситуациях рейсы могут стоить почти бесплатно. Но прежде, чем покупать такие билеты, важно понять, подходят ли они вам в плане сроков и удобства.

Если же вы все-таки приобрели билет на чартер, соблюдайте осторожность и следите за любыми изменениями в расписании буквально до последних часов перед вылетом. Бывают случаи, когда генеральный план рейсов меняется за сутки или меньше. Нередко меняется и аэропорт прилета: например, во время пика сезона на острове Пхукет чартерам может быть запрещена посадка, и рейсы перенаправляют в Краби. А это уже совершенно другая логистика и может разрушить ваши планы.


Комплексные решения

Агентство Мовенс предлагает комплексные решения для организации групповых поездок сотрудников, творческих коллективов, первых лиц компании и детей школьного возраста. Мы также организуем деловые, развлекательные, творческие и экскурсионные мероприятия на территории России и стран ближнего зарубежья, обеспечивая высокий уровень сервиса и индивидуальный подход.


CRM-форма появится здесь

Организовать поездку

Заполните поля формы, если вам нужно организовать групповую поездку для сотрудников организации или детских коллективов.

Наши специалисты ответят вам в рабочие часы агентства и проконсультируют по всем вопросам связанных с организация выездного мероприятия и подготовят предложение, учитывая все особенности оставленного вами запроса.